Ценностно-нормативная концепция в ЮП

Ценностно-нормативная концепция в ЮП
ЦНК разработана учеными НИИ Генпрокуратуры РФ (Г.Х. Ефремова, А.Р. Ратинов) в качестве методологического подхода к исследованию кардинальных проблем в ЮП: правосознания и правовой психологии, процессов правовой социализации и реабилитации, механизмов правомерного и противоправного поведения, психологических источников преступности и иных социальных отклонений, личности преступника, психологических оснований вины и юридической ответственности, функционирования общественного мнения, иных массовидных явлений в правовой сфере.

ЦНК отвечает психолого-правовой природе ЮП. Будучи межнаучными категориями, ценности и нормы в то же время играют решающую роль в психолого-правовом отношении, поскольку служат системообразующими факторами и определяют содержание правовой психологии в целом. Исходным объяснительным понятием в ЦНК выступает ценность. Это явление возникает в результате того, что люди в процессе жизнедеятельности для удовлетворения своих потребностей используют разнообразные природные и социальные предметы и явления. Одни из них оказываются полезными, нужными, т.е. ценными, другие – вредными или бесполезными. В этом смысле ценности понимаются как некий континиум от наименее желательного, т.е. отрицательного до более желательного, положительного. То, что для одной общности и ее представителей в соответствующей системе ценностей квалифицируется как благо, для других в иной системе таковым не является.

В психологическом плане ценности выступают как положительная или отрицательная значимость для индивида (группы, общества) любых предметов, явлений, процессов, прочих реальных или идеальных объектов, в т.ч. взглядов, убеждений, идеалов, интересов, обычаев, традиций, символов, правил, запретов, норм, поступков, событий, иными словами, всего, что соответствует или противоречит нашим желаниям и намерениям.

Роль ценностей обусловлена тем, что они служат мотивообразующими стимулами, участвуют в определении целей и средств, отвечающих тем или иным ценностям; являются основой принятия решений и критерием того, к чему следует стремиться или чего следует избегать. Ценности являются источниками норм, которые их защищают; нормы, в свою очередь, подвергаются оценке и становятся ценностями. Различаются ценности предметные и ценности сознания. Первые – это предметы наших потребностей и интересов. Вторые выражают наше отношение к ним, служат критериями их оценки. Соответственно, юридически опосредованные ценности, или правовые ценности, включают в себя, во-первых, базовые правоохраняемые ценности (в демократическом обществе это – человек как высшая ценность, его личные, имущественные, гражданские, политические права, а также адекватные им общественные и государственные интересы). И, во-вторых, правозащитные ценности (государственные институты, право, правопорядок, правоохранительные органы и их деятельность по защите прав граждан, общественной и государственной безопасности).

Усвоение индивидом ценностей вообще и правовых ценностей в частности, их интериоризация есть результат процесса социализации (правовой социализации), который протекает отчасти стихийно, отчасти целенаправленно в различных формах воспитания (в т.ч. правового), итогом чего становится ценностно-нормативная система личности, в той или иной мере адекватная принятой в обществе иерархии ценностей и норм. Практическое поведение зависит от того, какой системой предпочтений руководствуются люди и какое место занимает та или иная ценность в этой иерархии. Одним из факторов ценностно-нормативной регуляции человеческого поведения (саморегуляции) является юридическая ответственность, которая в психологическом смысле предполагает осознание субъектом своих обязанностей, самопорицание и внутреннее признание вины при их нарушения. Господствующая в обществе система ценностей служит основой социального контроля, средствами которого являются общественное мнение, социальные санкции, иные, в т.ч. правовые меры воздействия на людей.

Продуктивность кратко описанной ЦНК подтверждена рядом крупных монографических исследований и диссертационных работ по проблемам ЮП. (А.Р. Ратинов)

Литература: Ратинов А.Р. Психология личности преступника. Ценностно-нормативный подход. – «Личность преступника как объект психологического исследования». - М., 1979; Ефремова Г.Х. Изучение ценностно-нормативной сферы преступников./ Личность преступника как объект психологического исследования». - М., 1979; Ратинов А.Р., Ефремова Г.Х. Правовая психология и преступное поведение. - Красноярск. 1988.

 


Энциклопедия юридической психологии. — М.: ЮНИТИ-ДАНА. . 2003.

Игры ⚽ Нужна курсовая?

Полезное


Смотреть что такое "Ценностно-нормативная концепция в ЮП" в других словарях:

  • Личность преступника — Рассматривается как научная абстракция, обобщенно отражающая такие личностно психологические характеристики человека, которые определяющим образом сказываются в детерминации противоправного поведения. Речь идет не о личности конкретного индивида …   Энциклопедия современной юридической психологии

  • ИСТИНА — гносеологическая характеристика мышления в его отношении к своему предмету. Мысль называется истинной (или просто И.), если она соответствует своему предмету, т.е. представляет его таким, каков он есть на самом деле. Соответственно, ложной… …   Философская энциклопедия

  • истина —         ИСТИНА категория философии и культуры, обозначающая идеал знания и способ его достижения (обоснования). Это ценностно теоретическое понятие, предполагающее, с одной стороны, рефлексивно конструктивную разработку критериев совершенства и… …   Энциклопедия эпистемологии и философии науки

  • История социологии — История науки …   Википедия

  • СТИЛЬ —         устоявшаяся форма худож. самоопределения эпохи, региона, нации, социальной или творч. группы либо отд. личности. Тесно связанное с эстетич. самовыражением и составляя центр, предмет истории лит ры и искусства, понятие это, однако,… …   Энциклопедия культурологии

  • Маруся (журнал) — У этого термина существуют и другие значения, см. Маруся. «Маруся»  первый российский журнал для девочек «среднего и старшего школьного возраста»[1], выходящий с 1994 года. Один из современных журналов для подростков, которые «характеризует… …   Википедия


Поделиться ссылкой на выделенное

Прямая ссылка:
Нажмите правой клавишей мыши и выберите «Копировать ссылку»